Как определить угол опережения зажигания?

Проверка угла опережения зажигания

Как определить угол опережения зажигания?

Вы вдавливаете педаль газа в пол, чтобы обогнуть поток въезжающих машин, и понимаете, что автомобиль почти не откликается. Такси тормозит в каком-то дюйме от заднего бампера вашего автомобиля, и таксист возмущенно жмет на клаксон, чтобы высказать вам все, что он думает. Однако разгон вашего автомобиля не похож сам на себя. Что может быть не так? Двигатель работает гладко, ему просто не хватает мощности. Нет ни сигнала CHECK ENGINE (проверь двигатель), ни кодов неисправности.

Извините за вопрос, но когда в последний раз вы проверяли опережение зажигания? Опережение зажигания, ответите вы. Ведь вы водите модель 1997 года с большим, быстрым компьютером двигателя. Все эти компьютерные штуковины должны управлять этой ерундой, правда?
В действительности вам может понадобиться откопать ваш старый стробоскоп и пустить его в дело. Проверка и, возможно, регулировка угла опережения зажигания могут оказаться утраченными навыками, но большинство легковых и грузовых автомобилей все еще имею: метку для установки зажигания – и она там не просто для красоты.

Если искры возникают на свечах слишком рано или слишком поздно, эксплуатационные характеристики двигателя падают, и транспортное средство, вероятно, не пройдет проверку состава отработавших газов. Конечно, изменения в опережении зажигания контролируются компьютерами уже много лет и легковых, и на грузовых автомобилях. Те не менее базовая установка угла опережения зажигания все равно должна оставаться правильной.

Наблюдается тенденция к использованию зажигания типа «катушка на свече», без проводов к свечам зажигания (и без удобного приспособления для стробоскопа) и без меток для установки зажигания тоже. Если ваш двигатель не имеет меток, вам придется проверять регулирование зажигания при помощи сканирующего прибора для испытаний, который покажет сведения датчика, обработанные компьютером. Тем не менее если имеются метки, то лучше произвести целенаправленную проверку – настоящего угла опережения зажигания, а не обработанного компьютером сигнала.

Если у вас автомобиль с распределителем, опережение зажигания, возможно, регулируемое. Оно может иметь очень небольшой диапазон регулирования, но если вы заметите какую-нибудь щель в отверстиях распределителя под болты или гайки, момент зажигания можно переустановить.

Даже если нет распределителя, есть нормативы базового опережения зажигания, и если они неправильные, двигатель не будет работать так, как нужно. Проблема может быть вызвана слабым сигналом от датчика или даже неисправным компьютером, но пока вы не проверите установку опережения зажигания, вы не узнаете.

Большинство автомобилей, выпущенных до 1996 года, были оборудованы диагностической системой отработавших газов, названной OBD (On-Board Diagnostics – бортовая диагностика). Большое число таких моделей, включая двух лидеров продаж, «Хонда Аккорд» и «Тойота Камри», имеют регулируемую установку опережения зажигания. В 1996-м вошла в использование гораздо более чувствительная, сложная система, названная OBD II.

При любой системе нет никакой гарантии, что ошибка в установке опережения зажигания заставит загореться сигнал CHECK ENGINE или даже код неисправности.

Проверять установку опережения зажигания довольно несложно – если у вас есть хороший стробоскоп, подходящий к вашему автомобилю. Тип, который вам нужен, зависит от типа четок для установки опережения зажигания на вашем двигателе. Найдите нормативы опережения зажигания в руководстве по эксплуатации или в информационной системе по послепродажному обслуживанию.

Как найти метки для установки опережения зажигания

Найти метки для установки опережения зажигания может оказаться нелегко, если они на передней части двигателя и покрыты грязью.

В моторном отделении темно и глубоко, да и довольно грязно. На холодном двигателе почистите табличку опережения зажигания и шкалу, чтобы их было хорошо видно.

Метки можно найти на картере маховика трансмиссии. (Для защиты картера от дорожной пыли может использоваться резиновая заглушка. Удалите заглушку для проверки установки опережения зажигания). Почистите метку и выделите установленное техническими условиями опережение зажигания с помощью мела или белого лака для ногтей. Выделение должно быть тонким, так как широкая метка может перекрыть несколько градусов. Вам необходима точная установка опережения зажигания.

Читайте также  Какой шаг резьбы на свечах зажигания?

Когда стробоскоп направлен на метки установки опережения зажигания при работающем двигателе, неподвижная метка должна совпасть с освещенной меткой на вращающейся части, будь это шкив коленчатого вала, или демпфер, или маховик. Если метки не совпадают, произведите необходимую регулировку распределителя или следуйте процедуре диагностики из руководства по эксплуатации, чтобы выяснить, нормально ли работают датчик и компьютер.

Метка для установки опережения зажигания на маховике может находиться под крышкой для защиты от пыли или под заглушкой. 1 – РЕЗИНОВАЯ ПЫЛЕЗАЩИТНАЯ ЗАГЛУШКА. 2 – МАХОВИК. 3. – МЕТКА ДЛЯ УСТАНОВКИ ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ.

Если есть только неподвижная точка и одиночная линия на демпфере или шкиве коленвала, вам, возможно, не удастся проверить угол опережения зажигания с помощью простого стробоскопа. Когда эти две метки совпадают, угол опережения зажигания равен нулю, если не отмечен как-то по-иному. Нуль означает, что искра возникает тогда, когда поршень находится в самой верхней точке своего хода – «верхней мертвой точке» (ВМТ).

В действительности опережение зажигания обычно составляет несколько градусов перед (или даже после) верхней мертвой точки. Если нет метки для этой нормы, все, что вы увидите с помощью стробоскопа, что две метки немного расходятся. Правильное ли это число градусов? Вам нужен настраиваемый стробоскоп. С его помощью вы можете изменить синхронность стробируюущего светового сигнала, чтобы свет вспыхивал раньше или позже.

Затем вы снимаете показания с круговой шкалы или цифрового дисплея, чтобы определить, на сколько градусов вам нужно изменить вспышки стробоскопа, прежде чем метки установки опережения зажигания совпадут. Если вы измените ее на 16° в сторону уменьшения, угол опережения зажигания увеличится на 16°. Если заводская норма 10° опережения, это будет слишком много.

Если вы изменили его на 6°, но норма опережения зажигания 10°, опережение зажигания запаздывает. В любом случае, необходима регулировка.

Мел или подкрашивающая краска светлого цвета поможет вам лучше видеть метку угла опережения зажигания 1. – МЕЛ. 2 – МЕТКА ДЛЯ УСТАНОВКИ ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ. 3 – ШКИВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА.

Ладно, вот таким образом вам следует действовать. Давайте пройдем через реальную проверку угла опережения зажигания для демонстрации. Во-первых, метки установки опережения зажигания должны быть чистыми и хорошо видны. Обычно их не очень хорошо видно из-за того, что в моторном отсеке много всего. Возможно, вам придется открутить и убрать питательный бачок, чтобы получить хороший угол обзора. Это важно, потому что, если угол обзора слабый, вы можете совершить так называемую «параллактическую ошибку» (от обзора в направлении, не перпендикулярном поверхности), в результате которой ошибетесь на пару градусов.

Подсоедините стробоскоп. Провод питания и заземления подсоединяют к аккумулятору, провод с пластмассовым зажимом (называемый «датчик») подсоединяют к свече зажигания № 1. Датчик должен быть помещен под прямым углом на проводе к свече. На однорядном четырехцилиндровом или шестицилиндровом двигателе свеча, расположенная ближе всех к стороне двигателя с ремнем и шкивами, практически всегда № 1. Если у вас V-образный двигатель, вам необходимо свериться с руководством по эксплуатации, так как свеча № 1 может оказаться на любой стороне.

Современные стробоскопы часто имеют регулируемую функцию задержки/опережения, которая позволяет вам установить угол опережения зажигания на такое значение, которое не напечатано на табличке установки опережения зажигания. 1– УСТАНОВОЧНАЯ МЕТКА ВМТ (ВЕРХНЕЙ МЕРТВОЙ ТОЧКИ). 2 – ШКАЛА УСТАНОВКИ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ. 3 – ИНДУКТИВНЫЙ ДАТЧИК НА ПРОВОДЕ К СВЕЧЕ N° 1. 4 – ВИБРОГАСИТЕЛЬ (ДЕМПФЕР ВИБРАЦИЙ). 5 – РЕГУЛИРУЕМЫЙ СТРОБОСКОП. 6 – 12-ВОЛЬТОВЫЙ ПРОВОД ПИТАНИЯ ДЛЯ СТРОБОСКОПА.

После подключения стробоскопа запустите двигатель и прогрейте его, так чтобы он работал на холостых оборотах. Редко, но все же иногда производители автомобиля указывают, что проверку опережения зажигания следует проводить при работе двигателя на других оборотах. Если установка опережения зажигания неверная, вам нужно выяснить почему.

Читайте также  Как проверить искру на свече зажигания?

Обычные причины – дефектный датчик положения коленвала (деталь, которая определяет положение коленвала для регулирования угла опережения зажигания с помощью компьютера) или датчик положения дроссельной заслонки. Может и не быть кода неисправности, но, проверив установку угла опережения зажигания, вы положили хорошее начало.

Продолжите анализ датчиков при помощи прибора для сканирования и универсального измерительного прибора.

Зажигание без распределителя

Электронный модуль с двусторонней катушкой зажигания для каждой пары из сопутствующих цилиндров – самый распространенный вид зажигания без распределителя. Сопутствующие цилиндры имеют поршни, которые находятся в одинаковом положении в соответствующих цилиндрах в одно и то же время – один на ходе сжатия, готовый к воспламенению свечи зажигания, другой – на ходе выпуска.

Катушечный блок также содержит электронную схему, которая взаимодействует с компьютером двигателя и выполняет его команду к зажиганию. Существует три ключевых входных устройства к компьютеру: датчики положений коленчатого вала и распределительного вала и датчик детонации.

Зажигание использует отдельную катушку для каждой пары цилиндров, обычно в блоке из трех или четырех катушек, соединенных вместе. 1–ДАТЧИК ДЕТОНАЦИИ. 2 – ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТУШЕЧНЫЙ БЛОК. 3            – ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ. 4 – ДАТЧИК РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА. 5 – ВХОДЫ ДАТЧИКОВ. 6 – ДАТЧИК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА.

Первые два – электромагнитные устройства, которые реагируют на точно расположенные зазоры в зубчатых колесиках на шкивах. Изменения напряжения, вызываемые изменениями в электромагнитных явлениях, заставляют датчики подавать сигналы, которые сообщают компьютеру, когда каждый из поршней поднимается на ходе сжатия.

Таким образом, компьютер может указать катушечному блоку, когда именно разрядить катушку зажигания, чтобы выработать искру. Затем компьютер может поддерживать цепь последовательного чередования цилиндров относительно электронного модуля катушек для их воспламенения (пока работает двигатель).

Все, что нужно системе в дальнейшем, – сигналы от датчика коленвала.

Если погодные условия, качество топлива или условия работы приводят к работе двигателя с детонацией, датчик детонации посылает сигнал компьютеру, который уменьшает угол опережения зажигания. Каждая катушка зажигания выпускает искру с обоих концов, но только в том, который в цилиндре с ходом сжатия, есть топливная смесь для воспламенения. Друга искра без ущерба вылетает в отработавшие газы сопутствующего цилиндра.

Опережение зажигания вместе с впрыском топлива регулируются компьютером, в зависимости от изменений в положении дроссельной заслонки, количества оборотов в минуту двигателя, нагрузки и скорости транспортного средства.

:06 августа 2014

Источник: https://automend.ru/articles/proverka-ugla-operezhenija-zazhiganija/

Угол опережения зажигания

Как определить угол опережения зажигания?
3757 Просмотров

  • 1 Немного теории
  • 2 От слова к делу
  • 3 Подводя итоги

Понятие угла опережения зажигания вызывает у многих автомобилистов искреннее удивление. Такая безграмотность дает недобросовестным работникам сервисов возможность навязать доверчивому клиенту услуги, которые ему вовсе не нужны, и, таким образом, нанести серьезный удар по его кошельку. Чтобы этого не произошло, необходимо знать основы устройства автомобиля. Сегодня мы расскажем про угол опережения зажигания, что это такое, и какое устройство имеет современная система распределителя.

Немного теории

Прежде чем говорить, для чего нужен угол опережения зажигания в современном автомобиле, расскажем немного о том, как устроена система зажигания и какими характеристиками она обладает.

Основная ее составляющая — это свечи зажигания. В их основной функционал входит подача искры высокой мощности непосредственно в камеру сгорания одного из цилиндров двигателя. Благодаря этому, нагнетенная в камеру топливная смесь загорается, расширяется и двигает поршень, раскручивая тем самым коленчатый вал и колеса.

Ток, который поступает на свечу, составляет несколько десятков киловольт. В то же время автомобильный аккумулятор позволяет выдавать в электрические системы всего 12 вольт, которых, конечно же, недостаточно для розжига топливной смеси. Для усиления напряжения служит катушка зажигания, которая представляет собой обыкновенный трансформатор и способна изменять поступающую величину в несколько сотен раз.

Читайте также  Как правильно прокалить свечи зажигания?

Как известно, цилиндры в двигателе работают не параллельно, а асинхронно.

Другими словами, когда в один цилиндр только начинает поступать топливная смесь, другой уже успевает отработать и требует вывода отгоревших газов. Таким образом, свече необходимо работать не постоянно, а лишь в необходимые моменты времени.

Чтобы осуществить такое функционирование, инженеры ввели распределитель-прерыватель, который служит для постоянного перевода пучка напряжения к одной из свечей. Благодаря роторному устройству, распределитель постоянно вращается и переключает подводящий контакт к одному из тех, что идет к свечам. Это позволяет экономить энергию генератора и расходовать ее более рационально.

На данном этапе возникает вопрос: зачем тогда нужен угол опережения зажигания? Почему без грамотной настройки этой величины не удается добиться устойчивой работы двигателя как на холостом ходу, так и при езде?

Дело в том, что, если нагнетать в свече искру ровно в тот момент, когда камера сгорания наполнится топливной смесью, то есть определить нулевой угол опережения зажигания, смесь будет сгорать не полностью. Свече требуется какое-то время для достижения максимальной мощности, и это время придется на тот момент, когда поршню уже необходимо начать движение.

Чтобы этого не произошло, производят настройку двигателя на холостом ходу или применяют специальные датчики угла опережения, которые делают настройку самостоятельно. Изменение угла и применение датчиков позволяет производить поступление напряжения на свечу ровно в те моменты, когда будет достигаться наибольшая эффективность работы двигателя.

От слова к делу

Теперь, когда необходимость настройки датчика угла и распределителя ясна, стоит задуматься о том, как производится настройка подобных систем и выставление угла опережения на необходимое число градусов.

В контактных системах зажигания распределитель работает по принципу выключателя, который по очереди подключается к одному из нескольких целевых контактов. Настройка и смещение базового угла на определенное количество градусов производится на холостом ходу, когда обороты двигателя становятся устойчивыми, а сам мотор уже прогрет и достигает рабочей температуры.

Смещение угла на несколько градусов производится путем вращения крышки распределителя по или против часовой стрелки. Если вращение производится против часовой стрелки, то смещение градусов считается отрицательным, и розжиг смеси будет происходить несколько раньше. Если же передвигать крышку распределителя по часовой стрелке, угол опережения зажигания будет считаться более поздним, и розжиг смеси будет производиться несколько позже.

Владельцы старых автомобилей прекрасно знают, сколько времени занимает настройка системы зажигания. Контактные системы постепенно уходят в прошлое, и на смену им приходят бесконтактные, не требующие практически никакой настройки и постороннего вмешательства.

В роли элемента, который заменяет ручную настройку подобного устройства, выступает датчик, работающий по магнитному принципу. Как только металлическая пластина занимает необходимое положение, датчик тут же срабатывает, и на свечу подается напряжение высокой величины.

Преимущество работы датчика в том, что он никогда не потребует настройки и способен освободить владельца от затрат собственного времени и сил.

Еще один тип систем зажигания, который сам определяет, на сколько градусов произвести смещение, — это системы процессорного типа. Здесь работает целая система датчиков, которая собирает практически все показатели двигателя. Так, датчик температуры охлаждающей жидкости позволяет определить, пришел ли мотор в рабочее состояние, а датчик оборотов определяет режим функционирования ДВС.

Процессорные системы устанавливаются на большинстве современных автомобилей и отличаются высоким сроком службы и отменной надежностью, которая может только сниться владельцам авто с контактными системами.

Подводя итоги

Система зажигания играет исключительную роль в работе современного автомобиля. Знание ее устройства и умение производить элементарную настройку позволит не только сократить расход топлива и добиться более устойчивой работы ДВС, но и избавит от необходимости обращаться в сервис и тратить значительные суммы на его услуги.

Источник: https://portal-mashin.ru/service/electrics/ugol-operezheniya-zazhiganiya.html