Блок управления efi что это такое?

Содержание

Некоторые проблемы систем управления

Блок управления efi что это такое?

21.02.2007

Но прежде чем поговорить о системах управления — небольшое продолжение «дизельной» тематики —

Ремонт подкачивающего насоса

Речь пойдет о подкачивающих насосах диафрагменного типа, которые установлены на большинстве японских автомобилей с дизельными двигателями. Геометрические размеры этих насосов могут быть разными, но устройство и принцип работы у них одинаковы. Поэтому смело устанавливайте на свою «Тойоту» подкачивающий насос от «Ниссана» и можете ехать. Только теперь топливные фильтры вам придется приобретать тоже от «Ниссана».(РИС 27)

Рис. 27. Внешний вид ручного подкачивающего насоса. Для замены топливного фильтра лучше снять всю сборку (насос, фильтр, датчик воды) с кронштейна и дальнейшие операции проводить на верстаке и в тисках. Подкачивающий насос можно заменить другим, даже с автомобиля иной фирмы. Подогреватель топлива, который есть на некоторых насосах, можно и «простить». Тем более что он на известных нам машинах не диагностируется ECU.

Основная проблема подкачивающих насосов одна и та же: плохо подкачивают топливо и «не держат». Последнее означает, что за ночь почти все топливо из корпуса ТНВД стекает обратно в топливный бак и утром двигатель, естественно, не заводится. Почему это происходит? Причина одна – негерметичность клапанов. Гораздо реже случается такая неисправность, как подсос воздуха в топливную систему из-за разрушения диафрагмы.

Когда насос исправен, продуть ртом его можно только в одну сторону. В обратную он абсолютно не продувается. Во всех диафрагменных насосах два клапана и оба лепестковые, если под основание любого лепестка попадет соринка, плоскость лепестка уже не будет плотно прилегать к корпусу насоса,  и насос работать не будет. Иногда соринки, мешающие работе насоса, можно выдуть с помощью сжатого воздуха, не вскрывая насос.

Для этого шланг со сжатым воздухом направляют попеременно то во входное, то в выходное отверстие насоса. Но этот способ далеко не всегда эффективен, и более того, может случиться так, что если до продувки насос еще хоть как-то закачивал топливо, то после этой процедуры перестает работать вообще. В этом случае выход один – разобрать насос.

Но прежде, чтобы облегчить процесс, по окружности завальцовки можно сделать несколько надпилов ножовкой по металлу. (РИС 28)

Рис. 28. Как вскрыть подкачивающий насос? Перед тем, как заняться  развальцовкой корпуса, сделайте по кругу надпилы (1) на буртике топливоподкачивающего насоса. Тогда развальцевать и обратно завальцевать корпус насоса будет легче.

 После этого остается только с помощью плоской отвертки отогнуть образовавшиеся на завальцовке лепестки, и насос будет разобран. Не забудьте перед началом операции отвинтить болтик крепления самой кнопки. Следует быть готовым к тому, что когда развальцовка подойдет к концу, возвратная пружина подкачивающего насоса может с силой отбросить крышку. Когда насос разобран, нетрудно привести в порядок его клапаны. Ведь они представляют собой просто плоские металлические пластинки, закрепленные с одной стороны винтиками. Ремонт обычно состоит в удалении мусора из-под основания пластинок. Выпрямлять и притирать их приходится очень редко.

Осмотрите диафрагму. Если на ее поверхности есть подозрительные места, смажьте их клеем «Момент» или ему подобным. Естественно, только с одной стороны, там, где воздух. Иначе топливо весь клей растворит.

Собирать насос (снова завальцовывать) надо  используя автомобильный (маслостойкий) герметик.

Проблемы с системами управления

Наши люди с недоверием относятся к электронике – это видно хотя бы по тому, что почти при всех неисправностях двигателя они склонны винить электронику. Тем более если двигатель не заводится, а машина «эфишная» (т.е. с впрыском топлива). Случаи, когда клиенты просили посмотреть «эфишку», тогда как следовало бы, например, просто заменить свечи зажигания или сменить топливный фильтр, известны в каждой автомастерской.

Хотелось бы заметить, что закрепившееся, в частности во Владивостоке, слово «эфишка» является производным от аббревиатуры EFI – electronic fuel injection. Этим сокращением японские конструкторы назвали впрыск топлива с электронным аналоговым  управлением. С 80-х годов все фирмы применяют только цифровоеуправление двигателями, поэтому аббревиатура «EFI» устарела. Но покупатели машин уже привыкли к ней, поэтому некоторые фирмы («Toyota», например) по-прежнему ее употребляют.

Хотя надпись на кузове «EFI disel», которая встречается на машинах и 90-х годов, имеет не много смысла.

Так же и многие другие системы автомобиля стали управляться  специальными электронными блоками (в основном цифровыми). Эти блоки многие мастера называют просто компьютерами, в то время как за рубежом  они именуются ECU – electric control unit – электронный блок управления. В книге мы будем использовать и это сокращение – ECU.

Неисправность ECU – блока управления двигателем, из-за которой двигатель не заводится, случается очень редко. В нашей практике без помощи «умелых рук» блок EFI выходил из строя только у автомобилей фирмы «Mitsubishi», и картина при этом всегда была одинакова: вчера машина вроде бы нормально ходила, а утром – не заводится. Определить, исправен блок или нет, достаточно сложно, ведь в случае какой-нибудь небольшой неисправности в нем включится обходная программа, и двигатель будет продолжать работу.

Определить, правильно ли электронный блок управляет двигателем, можно лишь с помощью специальных приборов, с которыми работают специально обученные люди. Тем не менее, у нас есть некоторый опыт по диагностике этих блоков. Если возникает подозрение, что в том, что автомобиль не заводится, виноват компьютер, нужно, в первую очередь, проверить, приходит ли питание на блок управления двигателем. Обычно напряжение бортовой сети приходит сразу на несколько выводов блока ECU.

Если у вас есть схема напряжений на разъеме блока, все достаточно просто, нужно лишь, включив зажигание, измерять напряжение и сверяться со схемой. Когда схема отсутствует (что чаще всего и бывает), можно снять крышку блока управления и попытаться найти на плате обозначения выводов. Бывают случаи, когда, после вскрытия ECU, в нем обнаруживаются горелые элементы (детали) и тогда тоже все просто. До сих пор нам встречались только горелые элементы источников вторичного питания.

Перепутают владельцы «плюс» и «минус» на аккумуляторе – сопротивление или транзистор стабилизатора на 5 вольт сгорают. И двигатель, естественно, не заводится. Но если специфического запаха в блоке ECU и следов копоти от горелых элементов на стенках нет, попытайтесь найти маркировку на плате ECU. Как правило, только фирма «Toyota» наносит обозначение выводов на платы своих компьютеров, но могут быть и исключения.

Если вам повезет, и обозначения будут, вы без труда найдете символы «+B», «B» или «BATT» – все они маркируют +12 вольт. Минус, т.е. корпус, обозначается «E», «E01», «E02» и т.д., главное, чтобы была буква «E», а других букв не было.

Если надписи на плате отсутствуют, равно как отсутствует и распечатанная цоколевка разъема, то можно попытаться выяснить, есть ли питание на блоке EFI, основываясь на следующем. Как правило, напряжение +12 вольт подается по желтым, желтым с красной полосой, по красным, по красным с желтой полосой и по белым проводам. Главное, что этих проводов (одного цвета) – несколько, не меньше четырех. Минус подается по черным и белым проводам, на которых иногда есть цветная полоса.

Если питание на блоке управления вроде бы есть, то неисправность компьютера можно определить по следующим косвенным признакам:

при включении зажигания не горит лампочка (светодиод, табло) с изображением двигателя (check), при этом нужно убедиться, что сама лампочка и ее цепи исправны; следует иметь в виду, что у новых дизельных двигателей «минус» на аварийную лампочку еще идет и с датчика уровня воды в топливном фильтре.

в режиме самодиагностики блок EFI постоянно показывает несколько неисправностей, притом что цепи и датчики, которые могут вызывать эти неисправности, не повреждены, прозванивать датчики (цепи) следует от разъема компьютера;

не включается режим самодиагностики; включение режима самодиагностики следует производить, используя только выводы разъема компьютера, чтобы исключить возможные дефекты в цепях;

на плате компьютера видны вздутия корпусов микросхем и транзисторов, горелые проводники, которые легко отличаются по цвету и копоть на внутренних стенках;

если при включенном зажигании имитировать сигнал от датчика оборотов, топливный насос не включается, не щелкают инжекторы, нет импульсов на управляющем контакте катушки зажигания (нет искры).

Но гораздо чаще блок управления двигателем выходит из строя при неправильной эксплуатации автомобиля. Например, при подключении аккумулятора в другой полярности в компьютере обычно сгорает стабилитрон, его легко можно заменить аналогичным с любого другого компьютера. Блок управления двигателем может выйти из строя, если при работающем двигателе снять клемму с аккумулятора. Причиной неисправности его могут стать электросварочные работы, которые проводились без должных предосторожностей. Проиллюстрируем это примером.

На автомобиле «Mitsubishi RVR» надо было подварить кронштейн опоры двигателя. Решили сделать это на месте, не снимая кронштейн. Кажется, предусмотрели все: отсоединили аккумулятор, сделали хороший «минус» на корпус двигателя, все зачистили. Но случилось непредвиденное: сварщик тыльной частью «держака» коснулся кузова машины, вероятно, масса между кузовом и двигателем оказалась «не очень», в результате выгорела проводка под панелью и сгорел блок управления двигателем.

Ток потек по одному из массовых проводов в жгуте, этот провод тут же нагрелся, его изоляция расплавилась, в жгуте произошло замыкание. Дальше ток пошел «гулять» по всем цепям и жечь все подряд.

Вообще-то, довольно часто из кузовного ремонта машины попадают к автоэлектрикам: если кузовщик не использует электросварку, то что-нибудь расплавит газовой горелкой. Если и этого не произойдет, допустим, то разъемы будут надеты неправильно. Ведь процесс кузовного ремонта начинается с того, что разъемы разъединяются, что-то снимается, и пошла работа. Везде пыль, грязь. Закончили.

Все зашпаклевали и закрасили. Теперь нужно все собрать и соединить снятые ранее разъемы. Но не часто мастера кузовного ремонта задумывают о том, что контакты этих разъемов нужно очистить от следов шпатлевки и краски, высушить и смазать, установить все уплотняющие резинки и фиксаторы…Обычно все собирается по упрощенной схеме, дай бог вспомнить, что с чем соединять.

Да и не специалисты они, в конце концов, по этим проводам и разъемам.

Если вам кажется, что блок управления двигателем неисправен, можно заменить его другим. Для этого нужно, чтобы все цифры на наклейках этих блоков взаимно совпадали, также как и ключи на разъемах. Впрочем, если совпадут все цифры, то совпадут и ключи. Если ключи на разъемах совпадают, а цифры на наклейках совпадают не все, такой ECU можно использовать для замены, в том смысле, что после этого ничто не сгорит, но нельзя гарантировать его абсолютно правильную работу. А теперь еще один пример довольно сложной поломки связанной с «электричеством».

Привозят на буксире машину «Mitsubishi Mirage» 1990 года выпуска c карбюраторным двигателем. По словам владельца, автомобиль заглох во время движения и больше не заводился. Что в первую очередь приходит в голову, когда при движении машины двигатель сам «выключается»? Правильно, ребята в первую очередь и проверили ремень газораспределения. Но, увы, он оказался целым. И все метки, как и положено, на месте. Следует заметить, что владелец машины сам немного занимался авторемонтом и все проверки довольно грамотно проводил в своем ремонтном боксе.

Читайте также  Помутнела фара изнутри что делать?

Итак, ремень целый, компрессия во всех цилиндрах  примерно по 10 кг/см2 со второго удара, что для уверенного запуска более чем достаточно (сложности с запуском бензинового двигателя начинаются когда компрессия ниже 6,5 кг/см2), бензин в карбюратор поступает, искра на снятом центральном (и на свечном) проводе есть. Но двигатель сам заглох на ходу. После того, как все это выяснили, в машине (на всякий случай) заменили свечи, топливный и воздушный фильтры, высоковольтные провода, трамблер, бензонасос и карбюратор. Результата никакого. После этого владелец со своими товарищами «сломались»: отдали машину нам. В таких ситуациях, т.е.

когда все вроде бы есть, а двигатель не заводится, мы поступаем по одному и тому же сценарию.

Сергей Корниенко                    Диагност

            город Владивосток

Источник: https://autodata.ru/article/all/nekotorye_problemy_sistem_upravleniya/

Что такое UEFI, и чем он отличается от BIOS?

Блок управления efi что это такое?

Новые компьютеры используют прошивку UEFI вместо традиционного BIOS. Обе эти программы – примеры ПО низкого уровня, запускающегося при старте компьютера перед тем, как загрузится операционная система. UEFI – более новое решение, он поддерживает жёсткие диски большего объёма, быстрее грузится, более безопасен – и, что очень удобно, обладает графическим интерфейсом и поддерживает мышь.

Некоторые новые компьютеры, поставляемые с UEFI, по-прежнему называют его «BIOS», чтобы не запутать пользователя, привычного к традиционным PC BIOS. Но, даже встретив его упоминание, знайте, что ваш новый компьютер, скорее всего, будет оснащён UEFI, а не BIOS.

Что такое BIOS?

BIOS — это Basic Input-Output system, базовая система ввода-вывода. Это программа низкого уровня, хранящаяся на чипе материнской платы вашего компьютера. BIOS загружается при включении компьютера и отвечает за пробуждение его аппаратных компонентов, убеждается в том, что они правильно работают, а потом запускает программу-загрузчик, запускающую операционную систему Windows или любую другую, установленную у вас. На экране настройки BIOS вы можете изменять множество параметров. Аппаратная конфигурация компьютера, системное время, порядок загрузки.

Этот экран можно вызвать в начале загрузки компьютера по нажатию определённой клавиши – на разных компьютерах она разная, но часто используются клавиши Esc, F2, F10, Delete. Сохраняя настройку, вы сохраняете её в памяти материнской платы. При загрузке компьютера BIOS настроит его так, как указано в сохранённых настройках.

Перед загрузкой операционки BIOS проходит через POST, или Power-On Self Test, самотестирование после включения. Она проверяет корректность настройки аппаратного обеспечения и его работоспособность.

Если что-то не так, на экране вы увидите серию сообщений об ошибках или услышите из системного блока загадочный писк. Что именно означают звуковые сигналы описано в инструкции к компьютеру.

При загрузке компьютера по окончанию POST BIOS ищет Master Boot Record, или MBR — главную загрузочную запись. Она хранится на загрузочном устройстве и используется для запуска загрузчика ОС.

Вы также могли видеть аббревиатуру CMOS, что расшифровывается, как Complementary Metal-Oxide-Semiconductor — комплементарная структура металл-оксид-полупроводник. Она относится к памяти, в которой BIOS хранит различные настройки. Использование её устарело, поскольку такой метод уже заменили флэш-памятью (также её называют EEPROM).

Почему BIOS устарел?

BIOS существует уже давно и эволюционировал мало. Даже у компьютеров с ОС MS-DOS, выпущенных в 1980-х, был BIOS. Конечно, со временем BIOS всё-таки менялся и улучшался. Разрабатывались его расширения, в частности, ACPI, Advanced Configuration and Power Interface (усовершенствованный интерфейс управления конфигурацией и питанием). Это позволяло BIOS проще настраивать устройства и более продвинуто управлять питанием, например, уходить в спящий режим. Но BIOS развился вовсе не так сильно, как другие компьютерные технологии со времён MS-DOS.

У традиционного BIOS до сих пор есть серьёзные ограничения. Он может загружаться только с жёстких дисков объёмом не более 2,1 Тб. Сейчас уже повсеместно встречаются диски на 3 Тб, и с них компьютер с BIOS не загрузится. Это ограничение BIOS MBR. BIOS должен работать в 16-битном режиме процессора и ему доступен всего 1 Мб памяти. У него проблемы с одновременной инициализацией нескольких устройств, что ведёт к замедлению процесса загрузки, во время которого инициализируются все аппаратные интерфейсы и устройства. BIOS давно пора было заменить.

Intel начала работу над Extensible Firmware Interface (EFI) ещё в 1998 году. Apple выбрала EFI, перейдя на архитектуру Intel на своих Маках в 2006-м, но другие производители не пошли за ней.

В 2007 Intel, AMD, Microsoft и производители PC договорились о новой спецификации Unified Extensible Firmware Interface (UEFI), унифицированный интерфейс расширяемой прошивки. Это индустриальный стандарт, обслуживаемый форумом UEFI и он зависит не только от Intel. Поддержка UEFI в ОС Windows появилась с выходом Windows Vista Service Pack 1 и Windows 7.

Большая часть компьютеров, которые вы можете купить сегодня, используют UEFI вместо BIOS.

Как UEFI заменяет и улучшает BIOS

UEFI заменяет традиционный BIOS на PC. На существующем PC никак нельзя поменять BIOS на UEFI. Нужно покупать аппаратное обеспечение, поддерживающее UEFI. Большинство версий UEFI поддерживают эмуляцию BIOS, чтобы вы могли установить и работать с устаревшей ОС, ожидающей наличия BIOS вместо UEFI – так что обратная совместимость у них есть.

Новый стандарт обходит ограничения BIOS.

Прошивка UEFI может грузиться с дисков объёмом более 2,2 Тб – теоретический предел для них составляет 9,4 зеттабайт. Это примерно в три раза больше всех данных, содержащихся в сегодняшнем Интернете. UEFI поддерживает такие объёмы из-за использования разбивки на разделы GPT вместо MBR.

Также у неё стандартизирован процесс загрузки, и она запускает исполняемые программы EFI вместо кода, расположенного в MBR.

UEFI может работать в 32-битном или 64-битном режимах и её адресное пространство больше, чем у BIOS – а значит, быстрее загрузка. Также это значит, что экраны настройки UEFI можно сделать красивее, чем у BIOS, включить туда графику и поддержку мыши. Но это не обязательно. Многие компьютеры по сию пору работают с UEFI с текстовым режимом, которые выглядят и работают так же, как старые экраны BIOS. В UEFI встроено множество других функций. Она поддерживает безопасный запуск Secure Boot, в котором можно проверить, что загрузку ОС не изменила никакая вредоносная программа. Она может поддерживать работу по сети, что позволяет проводить удалённую настройку и отладку. В случае с традиционным BIOS для настройки компьютера необходимо было сидеть прямо перед ним. И это не просто замена BIOS. UEFI – это небольшая операционная система, работающая над прошивкой PC, поэтому она способна на гораздо большее, чем BIOS. Её можно хранить в флэш-памяти на материнской плате или загружать с жёсткого диска или с сети. У разных компьютеров бывает разный интерфейс и свойства UEFI. Всё зависит от производителя компьютера, но основные возможности одинаковы у всех.

Как получить доступ к настройкам UEFI на современном ПК

Если вы обычный пользователь, перехода на компьютер с UEFI вы и не заметите. Загружаться и выключаться компьютер будет быстрее, а также вам будут доступны диски размером более 2,2 Тб. А вот процедура доступа к настройкам будет немного отличаться. Для доступа к экрану настроек UEFI вам может потребоваться загрузочное меню Windows. Производители ПК не хотели замедлять быструю загрузку компьютера ожиданием нажатия клавиши.

Но нам встречались и такие UEFI, в которых производители оставили возможность входа в настройки тем же способом, какой был в BIOS – по нажатию клавиши во время загрузки. UEFI – это большое обновление, но произошло оно незаметно. Большинство пользователей ПК не заметят его, и им не нужно беспокоиться по поводу того, что их новый компьютер использует UEFI вместо обычного BIOS. ПК просто будут лучше работать и поддерживать больше современного аппаратного обеспечения и возможностей.

Более подробное объяснение отличий в загрузочном процессе UEFI можно почитать в статье Адама Уильямсона из Red Hat, и в официальном вопроснике UEFI FAQ.

Хабы:

  • Компьютерное железо
  • Настольные компьютеры
  • UEFI

Источник: https://habr.com/ru/post/404511/

Как запускается компьютер: UEFI

Блок управления efi что это такое?

Итак, мы более-менее разобрались с тем, как загружаются современные компьютеры с интерфейсом BIOS. Эта технология — наследие IBM PC, первого массового персонального компьютера на базе архитектуры x86. Пора перейти на что-то более современное. Позвольте представить: UEFI.

Картинка для привлечения внимания

Про BIOS часто говорят, что это старая технология, совершенно для современных компьютеров негодная. Она и в самом деле слабо подходит не то, что для современных, а вообще для компьютеров, отличных от того самого IBM PC с операционной системой DOS. Но не настолько уж он стар: первый компьютер на основе BIOS был выпущен в 1981 году. А первый компьютер на базе UEFI, звавшегося тогда Intel Boot Initiative, появился аж в 2000 году. То есть, UEFI от BIOS отделяет столько же времени, сколько сегодняшний день от первого UEFI.

О преимуществах UEFI можно почитать в этой статье, а далее мы рассмотрим процесс запуска компьютера на его основе.

Статью про BIOS (ссылка в первом предложении) прочтите, если ещё не. Потому что здесь опущены некоторые моменты, общие для BIOS и UEFI.

После начала времён

Самые первые этапы здесь аналогичны таковым для BIOS, да и вообще для любых компьютеров на процессорах x86 и не только. Различия начинаются, логично, с момента, когда запускается UEFI. А запускается он, вопреки мнению большинства, не «поверх» BIOS, а вместо него.

Сразу после запуска следует этап инициализации оборудования. В некоторых случаях инициализируется всё, для чего имеются драйверы, но чаще используется специальный режим быстрой загрузки, FastBoot, с которым инициализируется лишь самый необходимый минимум для того, чтобы запустить назначенный «по-умолчанию» загрузчик ОС.

В любом случае, инициализация и тестирование каждой железяки происходит параллельно инициализации остальных. Это вам не последовательный BIOS.

Разброд и шатание

Дальнейшее поведение UEFI зависит от настроек. Если включён FastBoot, то сразу будет запущен загрузчик «по-умолчанию». А если нет?

Хотя UEFI и предназначен для запуска операционных систем, его самого можно (с натяжкой) назвать операционной системой. В наличии модульная структура, интерфейсы программирования, приложения и, самое главное — драйверы. Драйверы и приложения могут находиться в той же микросхеме памяти, что и UEFI, а могут и на любом другом запоминающем устройстве. Но не станет же он запускать всё подряд и сразу, верно? С чего-то надо начинать.

В сравнении с BIOS, UEFI имеет более полное понятие о разделах диска, и понимает GUID Partition Table, сокращённо GPT. В этом стиле разметки предусмотрен специальный тип загрузочных разделов, их-то UEFI и рассматривает с лупой один за другим. Таких разделов может быть несколько, на одном или нескольких дисках. Разделы эти обычно форматируют в файловую систему FAT32/16/12. Принципиальных ограничений на файловую систему, конечно, нет, но в большинстве UEFI встроенные драйверы имеются только для FAT. Изредка встречаются для NTFS.

Если не задано настроек, предписывающих запускать загрузчик по конкретному пути, то запускается «по-умолчанию», путь к которому задаётся производителем материнской платы. В большинстве случаев они не мудрят, и задают пути согласно стандарту:

EFI\Boot\bootx64.efi для x86 64-bit (ПК и ноутбуки)EFI\Boot\bootia32.efi для x86 32-bit (планшеты на x86)EFI\Boot\bootarm.efi для ARM 32-bit (смартфоны, планшеты)EFI\Boot\bootaa64.efi для ARM 64-bit (смартфоны, планшеты, в ближайшем будущем предполагаются ПК и ноутбуки)

Читайте также  Залил бензин загорелся чек что делать?

Но бывает, что вписывают другие, например, встречались ноутбуки, сразу запускающие EFI\Microsoft\Boot\bootmgfw.efi. Этот путь использует, как легко догадаться, ОС Windows для хранения своего загрузчика. Сразу запускать его — противоречит стандарту, но производителям всё равно.

Если и загрузчик «по-умолчанию» не найден, UEFI приходит в смятение, и не знает, что ему делать. В этом случае можно зайти в настройки и либо вписать в них путь к файлу загрузчика, либо однократно запустить какое-нибудь EFI-приложение (загрузчики тоже к ним относятся), и настраивать загрузочные записи уже другими средствами.

Так же на этом этапе можно подгрузить дополнительные драйверы, которые позволят UEFI «видеть» другие устройства и файловые системы. Сделать это может как EFI-приложение, так и пользователь через настройки.

И приложения и драйверы UEFI имеют расширение efi, и по структуре файла (Portable Executable) очень напоминают программы Windows. В системах на базе Linux они даже определяются как программы Windows.

Ты не пройдёшь!

Есть у UEFI такая фича, как защищённая загрузка, Secure Boot. Если приложение или драйвер не имеет доверенной цифровой подписи, то даже запущен не будет. Доверенной считается подпись, добавленная по всем правилам в одно из встроенных хранилищ UEFI (у них непростая иерархия, но в криптографии нет простых вещей). Некоторые приложения могут брать этот функционал на себя, когда запустятся.

Почти во все продаваемые компьютеры встроены ключи MicroSoft. То есть, Windows может быть запущена в режиме Secure Boot сразу. Кроме своих, MicroSoft подписала и некоторые сторонние EFI-приложения, в том числе Shim и Preloader, берущие на себя работу Secure Boot. Shim, к примеру, содержит в себе ключи многих популярных дистрибутивов Linux, то есть их тоже можно запускать без проблем почти везде.

Кроме того, Secure Boot можно отключить, тогда грузиться будет вообще всё. Но не всегда он отключаем. Вот краткая сводка:

x86 64 bit — Secure Boot должен быть отключаем, иначе MicroSoft не даст шильдик «совместимо с Windows». Но каким методом его отключать — в требованиях не сказано, поэтому алгоритм порой весьма неочевиден.x86 32 bit — Secure Boot отсутствует полностью.Любые ARM — Secure Boot штатно неотключаем. Отключение доступно лишь при наличии времени, знаний и оборудования.

Жизнь после жизни

Предположим, что все этапы успешно пройдены, загрузчик получил управление, отыскал и запустил операционную систему. Всё? UEFI можно списывать, он больше ни при чём?

Как бы не так. Даже когда ОС уже запущена, он может продолжать работу, более того — предоставлять ей свои функции для использования. Ровно то же самое делает и BIOS для 16-битных ОС и программ. Но поскольку все ОС сейчас 64 или 32 бит, BIOS после их запуска остаётся не у дел. UEFI может быть любой разрядности, и предоставляет свои интерфейсы системе той же разрядности, что и сам. И после запуска ОС никуда не девается, а «висит» в памяти до выключения компьютера. Пока что ни одна известная мне ОС этим не пользуется, хотя тот же DOS интерфейсы BIOS использовал более чем активно.

Это предоставляет возможность, например, делать драйверы, которые будут работать в любой ОС, хоть Windows, хоть Linux, хоть MacOS, хоть лысый чёрт. Причём во всех — одинаково хорошо (или одинаково плохо, от самого драйвера зависит). И этим тоже никто не пользуется. Надеюсь, временно.

На этом пока всё. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в соцсетях — будет стимул писать дальше.

Источник: https://zen.yandex.com/media/arvian_g/kak-zapuskaetsia-kompiuter-uefi-5c41c5e6f6cfb300af1c0110

UEFI и BIOS. Технология EFI против BIOS: что нужно знать

Блок управления efi что это такое?

UEFI и BIOS. Изучаем внимательнее.

 Как всегда теория

UEFI и BIOS представляют собой два различных интерфейса микропрограммного обеспечения, которые призваны работать своеобразным переводчиком между операционной системой (Windows или Линукс) и электронными компонентами, которые и составляют компьютер и ноутбук. И UEFI и BIOS начинают работу сразу после включения нами кнопки запуска компьютера в работу.

Что такое UEFI ?

Технология UEFI постепенно приходит на смену казалось бы вечной (а так оно и было с момента создания персональных компьютеров) базовой системе ввода-вывода. Четверть века BIOS не имела никакой альтернативы. Изначально же технология UEFI задумывалась как способ и возможность расширить возможности BIOS, и дело здесь далеко не в том, что стали появляться жёсткие диски больших объёмов, с которыми у BIOS были определённые проблемы. Разговор пошёл о дисках с объёмом от 2 ТБ (речь пошла о серверных форматах).

Как узнать режим загрузки Windows на этом компьютере: UEFI или Legacy?

Правильный перевод аббревиатуры EFI – расширяемый интерфейс встроенного программного обеспечения. Раньше разработкой и продвижением новой спецификации занималась сама Intel. Теперь бразды переданы в руки Unified EFI Forum ( UEFI ).

Самой разработке уже более 10 лет, однако применение она получает именно сейчас со всё большим распространением хранилищ с большим объёмом, когда возникают проблемы с традиционной схемой разметки дисков (загрузочным сектором MBR).

Сейчас пришедший на смену MBR, а BIOS использует именно главную загрузочную запись для хранения информации, GPT – совершенно иной способ разметки, и он поддерживает хранилища объёмом свыше 2-ух терабайт памяти и позволяет размещать на винчестере не 4, как прежде записи (то бишь системы), а неограниченное по сравнению с MBR их количество – до 128.

UEFI и BIOS. Что нового?

Кроме более красивого и дружественного интерфейса в настройках (даже мышкой можно пользоваться), расширены возможности дополнительных настроек системы ещё до загрузки Windows или что там у вас… Появилась возможность немного ускорить работу центрального и видео процессора прямо из BIOS. При установке операционной системы UEFI использует собственный менеджер загрузки, который сам решает, какие UEFI – приложения запускать, так что задача на первый взгляд может немного усложниться.

 Основной характерной особенностью, которая сразу бросается в глаза, является то, что пользователь может выполнять некоторые операции, не загружаясь с операционной системы вообще. Это называется технологией UEFI Shell. Речь идёт о чтении файлов с дисков в оптических приводах, о перемещении файлов в каталогах, если, конечно, UEFI разберётся в форматах файловой системы носителя. Если такой функции в UEFI нет, её можно подгрузить из интернета и установить.

Вообще, это стало напоминать операционную систему до загрузки основной операционной системы. Неплохо, да?

Но одним из главных преимуществ (пока это касается только последней версии Windows) является возможность создания списка загрузчиков с цифровой подписью для недопущения подмены или даже повреждения этого загрузчика или пути к нему, чем любят заниматься различного рода вирусы и вредоносные приложения-вымогатели.

Это, кстати отключаемый во всех материнских платах, раздел Secure Boot. Но вот здесь приверженцы использования достоверного и подписанного программного обеспечения от даже самых популярных производителей начинают сталкиваться с проблемами или нюансами. Пользователь Linux с подписанным ядром меня поймёт.

А в Windows 8 вообще возникает целая проблема при использовании неподписанных драйверов устройств…

UEFI: любителям мультизагрузочных систем посвящается

Для любителей установки сразу нескольких операционных систем, причём принципиально разных, предусмотрен встроенный менеджер загрузки. Что это такое? А теперь не нужно заморачиваться использованием сторонних менеджеров, чтобы установить одновременно Windows и Linux, что лично автор статьи постоянно и активно использует.

UEFI и BIOS: ещё про отличия

BIOS работает так: он читает первый сектор того жёсткого диска, которому присвоен следующий по порядку адрес как устройству для запуска или некий код для исполнения. Одновременно с этим в обязанность BIOS вменяется и поиск самого загрузочного устройства, которое нужно отыскать, чтобы какая-нибудь система вообще запустилась. А так как BIOS служила для поиска и запуска ОС с незапамятных времён, она всё ещё поддерживает 16-битный режим, тем самым ограничивая размер отыскиваемого кода, прошитого в ПЗУ компьютера.

А вот UEFI работает в том же направлении, но немного иначе. ПЗУ или постоянное запоминающее устройство в виде чипа на материнской плате ей для запуска системы не очень обязательно. Потому что данные о конфигурации системы и запуске ОС она хранит не в том самом ПЗУ, а в специальном файле .efi. Файл хранится прямо на жёстком диске компьютера в специальном разделе под названием EFI System Partition (ESP) – Системный раздел EFI. Этот же раздел хранит программы загрузчика для установленной на ваш компьютер ОС-и. И нет сомнения, что она идёт на смену BIOS.

Отсюда вытекает и ещё одно превосходство UEFI – раз она не зависит от платформы, время и скорость загрузки можно значительно ускорить. Если на компьютере подключены несколько жёстких дисков “нормальных” объёмов, разница между UEFI и BIOS в этом смысле будет разительна.

Похвалы и критику закончим. Подытожу тем, что с некоторых пор изменения в вашем компьютере происходят уже задолго до совершенно новых возможностей новейшей операционной системы. Меняется всё и в том числе, аспект на уровне социальном, как ни странно это слышать в подобной статье.

Да-да, уходят в небытие сборки на “коленке”, свободно плавающие в сети утилиты, которые компьютер уже не сможет установить в систему, потому что писатель не официальная и входящая в структуру UEFI контора… Сгущаю краски, конечно, и работа в этом направлении ведётся.

Даже с учётом некоторой сырости технологии (она ещё очень молода, особенно что касается её применения) очень и очень интересные и даже ожидаемые решения в ней реализуются.

Успехов

Источник: https://computer76.ru/2014/03/18/efi/

Здравствуй, UEFI!

Блок управления efi что это такое?

Когда ранее мы упоминали, что командный DOS-ин­тер­пре­та­тор под наз­ва­ни­ем COM­MAND.COM в прин­ци­пе не ну­жен, так как его роль — это ор­га­ни­за­ция ин­тер­ак­тив­но­го ре­жи­ма, то дан­ный факт прак­ти­че­ски ни­ког­да не ре­а­ли­зо­вы­вал­ся на прак­ти­ке и ин­тер­пре­та­тор всег­да был в сис­те­ме. Для UEFI же при­сущ ди­а­мет­раль­но дру­гой под­ход — нуж­но обес­пе­чить преж­де все­го вы­пол­не­ние за­груз­чи­ка опе­ра­ци­он­ной сис­те­мы, по­э­то­му на­ли­чие про­ме­жу­точ­но­го ин­тер­ак­тив­но­го при­ло­же­ния ско­рее вре­дит, чем по­мо­га­ет.

В роли командного интерпретатора – efi shell

Поэтому EFI Shell формально существует в природе, но фак­ти­че­ски внутри firmware его нет. Что, однако, не оз­на­ча­ет не­воз­мож­ность его за­пус­ка — отнюдь. По­мес­тив на USB-носитель в раздел \boot\EFI\ файл EFI Shell под стан­дарт­ным наз­ва­ни­ем bootx64.

efi, мы по­лу­чаем ре­ин­кар­на­цию DOS-системы, но на со­вре­мен­ный лад.

Чтобы не быть при­вя­зан­ным к реальной аппаратуре и обезопасить себя от воз­мож­ных не­га­тив­ных по­след­ст­вий, я предлагаю даль­ней­шие дей­ст­вия перенести в эму­ли­ро­ван­ную среду и про­дол­жить зна­ком­ст­во с EFI Shell на примере QEMU и спе­ци­аль­но ада­п­­ти­­ро­­ван­­ным для него Ti­ano­core BIOS [3].

Итак, забираем архив с Tianocore BIOS, распаковываем в текущий каталог и запускаем эмулятор как:

/usr/local/qemu-1.6/bin/qemu-system-x86_64 -L

Ключ «-L» означает, что видео- и BIOS-файлы хранятся в текущей директории. Сам файл EFI Shell интегрирован в образ BIOS.

Командная строка EFI Shell напоминает CLI-интерфейс от DOS

Запустив командный интерпретатор EFI, убеждаемся в первом впечатлении — очень похоже на старые, добрые дни MS-DOS. Есть встроенная справка (интегрированная в Shell команда help), присутствует текстовый редактор, который теперь умеет редактировать ASCII и UTF8-файлы, и ряд других команд. Однако, внедрение открытых технологий не мог­ло повлиять и на развитие UEFI. В числе команд замечаем также специфичные команды вида mount и load. Со­от­вет­ст­вен­но, означающие монтирование раздела и загрузку в память драйвера к устройству. Очень похоже на BSD- и Linux-системы, не правда ли?

Загрузка интерпретатора UEFI осуществляется силами UEFI Boot менеджера

Дабы ощутить всю мощь EFI, создадим файловый образ с GPT-таблицей. А в нем сделаем 2 раздела: один в формате FAT16, понятный для встроенных драйверов EFI, а другой отформатируем в EXT2, но с прицелом его монтирования из-под самой микро-ОС UEFI

Читайте также  Красная лампочка на аккумуляторе что значит?

$ parted ./hdcblkWARNING: You are not superuser. Watch out for permissions.GNU Parted 2.3Using /home/anton/efi/hdcblkWelcome to GNU Parted! Type 'help' to view a list of commands.(parted) UnitUnit? [compact]? B(parted) printModel: (file)Disk /home/anton/efi/hdcblk: 157286400BSector size (logical/physical): 512B/512BPartition Table: msdos Number Start End Size Type File system Flags1 1048576B 52428799B 51380224B primary fat16 boot, lba2 52428800B 157286399B 104857600B primary ext2

(parted) quit

Листинг 1. Определяем смещение внутри GPT-таблицы

Определим смещение и монтируем первый раздел в виде loop-устройства. Кладем необходимые драйверы и готовые EFI-приложения и запускаем QEMU заново. Пе­ред нами при­мон­ти­ро­ван­ный раздел FAT16, переход на него осу­ще­ст­вля­ет­ся как: «fs0:»

Проверим командой map, какие разделы еще при­мон­ти­ро­ва­ны, но видим только еще одно блочное устройство. Всё вер­но, в DXE пространстве ведь нет драйвера для EXT2-разделов.

EFI-приложение можно тестировать через интерфейс Boot Maintenance Manager

Загрузим и при­мон­ти­ру­ем наш раздел с помощью ext2-драйвера с проекта rEFInd, т.е. выполним по­сле­до­ва­тель­но ко­ман­ды по одной на каждую строку: «load ext2_x64.efi», «mount blk3 fs1», «fs1:», «dir». Убеждаемся, что раздел успешно при­мон­ти­ро­ван.

Отлично, теперь у нас есть доступ практически к любой файловой системе, благо EFI-драйверы к ним уже созданы. А это означает, что не за горами создание не только аналога Volkov Commander для EFI-среды, но также и сервисных ути­лит и приложений — тот же антивирусный пакет, пор­ти­ро­ва­ние текстовых (и графических!) приложений (на­при­мер, бра­узер links) и многое другое. С учетом того, что перед нами из­на­чаль­но безопасная и чистая среда, то перед нами дей­ст­ви­тель­но лю­бо­пыт­ные пер­с­пек­ти­вы. Выглядят заманчиво? Еще бы!

Практически любая файловая система может быть смонтирована с помощью EFI-драйверов

Как и на чем создавать EFI-приложения?

Может создаться обманчивое впечатление, что EFI-приложение — это безумно сложное программирование. Но это не так. Для создания приложений требуется компилятор, который умеет создавать объектный код в формате PE32. И сре­да разработчика EDK II (EFI Development Kit) / UDK2010 (UEFI Deit) [6]. Несмотря на то, что спецификации от­кры­ты и код ли­цен­зи­ру­ет­ся под BSD-лицензией и даже принимаются от пользователей ап­ст­рим-изменения в EDK II, сре­да UDK считается стабильной и эталонной для про­из­во­ди­те­лей ма­те­рин­ских плат, т.к. раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся и под­дер­жи­ва­ет­ся компанией Intel.

Формат EFI-приложения должен соответствовать стандарту PE32

Среда разработчика существует как для Linux, так и для систем на базе Windows и Mac OS X. Сборка обеспечивается, как правило, компиляторами GCC и нативными из состава Visual Studio 2008 и Xcode. Хотя повторюсь – фактически, достаточно будет только компилятора и заголовочных файлов EDK. Данный факт особенно актуален, если принято решение задействовать ассемблер, а именно flatasm [4]. В этом случае получится создавать наиболее оп­ти­ми­зи­ро­ван­ный и минимальный код. Конечно, при росте проекта имеет смысл пе­ре­о­ри­ен­ти­ро­ватьмся на C/C++ и пе­ре­хо­дить, со­от­вет­ст­вен­но, на EDK.

Более подробно на создании EFI-приложений остановимся в следующих публикациях, а пока отмечу, что приложение вида «Hello, World» на ASM занимает всего 50 строк. Компилируется FlatASM на станции с Core2Duo за 1 ми­кро­се­кун­ду и за­ни­ма­ет только 2 Кб.

Выводы

С точки зрения дальнейшего развития подсистемы низкоуровневого аппаратного обеспечения (BIOS) появление от­кры­то­го решения, похожего на EFI, кажется закономерным и не случайным. Появляются серверные и деск­топ­ные плат­фор­мы на основе разных процессорных ар­хи­тек­тур (x86_64, ARM, IA64), чипсетов и интегрированных устройств, на­при­мер, организующих шифрование (чипы TPM).

Для организации всего этого сонма в единое целое требуется мо­ду­ль­ный кон­ст­рук­тор, которым могли бы пользоваться как ко­неч­ные про­из­во­ди­те­ли, так и из­го­то­ви­те­ли от­дель­ных ап­па­рат­ных мо­ду­лей. К сча­стью, на­сущ­ность этой проб­ле­мы пер­вой уви­де­ла Intel и пред­ста­ви­ла та­кое от­кры­тое ре­ше­ние как UEFI. К вя­щей ра­дос­ти про­грам­мис­тов сис­тем­ного ПО, т.к.

при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии ука­зан­ное ре­ше­ние яв­ля­ет­ся на­сто­я­щей мик­ро-опе­ра­ци­онvной сис­те­мой с прак­ти­че­ски не­ог­ра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми по уп­рав­ле­нию как ап­па­рат­ной ча­стью, так и за­гру­жа­е­мой в даль­ней­шем ре­аль­ной ОС — будь это Windows, BSD, Linux или нечто ана­ло­гич­ное. А при­ме­не­ния этим воз­мож­но­стям от­кры­ва­ют­ся са­мые ши­ро­кие.

Ссылки

[3] http://sourceforge.net/apps/mediawiki/tianocore/index.php?title=OVMF

[4] http://flatassembler.net/

Источник: https://composter.com.ua/content/zdravstvuy-uefi

UEFI — что это такое и чем он отличается от BIOS?

Блок управления efi что это такое?

Чтобы сделать работу на компьютере или ноутбуке ещё более эффективной, пользователь должен иметь представление о множестве на первый взгляд маловажных деталей: не только то, как узнать модель материнской платы или видеокарты, но и как настроить очерёдность обращения к дискам при загрузке ОС. Привычнее всего делать это в BIOS; есть и более современное решение — UEFI. Что это такое и как работает — попробуем разобраться.

Что такое UEFI?

UEFI (Unified Extensible Firmware Interface, унифицированный интерфейс поддерживающий расширения прошивки) — это программно-аппаратное решение, пришедшее на смену привычной БИОС (базовой системе ввода-вывода).

Посредством интерфейса, распространяемого в виде одного или нескольких файлов, пользователь может:

  1. Управлять низкоуровневыми функциями аппаратных комплектующих. Делать это в уже загруженной операционной системе или не представляется возможным, или принципиально тяжелее, а в BIOS, вследствие запутанности меню и преимущественного отсутствия в прошивке русского языка, также довольно сложно.
  2. Включить или отключить загрузку ОС с определённых носителей.
  3. Получить дополнительную информацию о программной и аппаратной конфигурации своего устройства, в том числе — узнать модель ноутбука и отдельных его составляющих.

Таким образом, UEFI, как и БИОС, которой он пришёл на смену, служит «посредником» между низкоуровневой прошивкой аппаратуры и операционной системой; не задействовав один из этих интерфейсов, пользователь или вовсе не сможет запустить ОС, или получит ненастраиваемую, работающую с гораздо меньшей эффективностью машину.

Первые модификации UEFI, тогда ещё просто EFI, появились в начале 1990-х годов. По-настоящему «унифицированный» вариант был выпущен Intel в конце 2000 года под номером версии 1.02. Актуальная на сегодня версия 2.6 увидела свет через шестнадцать лет; несмотря на активное развитие интерфейса, включить UEFI можно пока не на всех компьютерах — перед разработчиками стоит множество нерешённых задач, связанных в первую очередь с проблемами совместимости.

Важно: несмотря на то что каждый производитель компьютеров и ноутбуков разрабатывает и внедряет свой вариант UEFI, принципы работы программно-аппаратной связки едины — не только для разного оборудования, но и для разных операционных систем, включая Windows, Linux и MacOS.

Разница между UEFI и BIOS

Хотя оба интерфейса выполняют одну задачу, разница между UEFI и BIOS есть — найти отличия не сложнее, чем узнать, как выбрать самый лучший винчестер для своего ПК. Первое и главное отличие, которое стоит вынести отдельно, — это обилие функций UEFI, приближающее эту связку к полноценной операционной системе со своими опциями, дополнениями и расширениями.

Кроме того, UEFI отличается от BIOS:

  1. Наличием продвинутого, значительно более приятного для глаза интерфейса, в большинстве случаев — с возможностью выбрать русский язык (прошивок БИОС с такой опцией, мягко говоря, мало).
  2. Поддержкой в качестве средства ввода команд не только клавиатуры, но также мыши и тачпада.
  3. Способностью свободно и без дополнительных «надстроек» работать с дисковой разметкой GPT вместо MBR, а значит — обслуживать жёсткие диски ёмкостью свыше 2 терабайтов, содержащие неограниченное число разбиений.
  4. Возможностью запускать операционную систему с носителей, на которых не сформированы загрузочные разделы; так, для старта Windows с флешки достаточно просто скопировать на карту памяти данные и настроить очерёдность обращения к дискам.
  5. При правильных исходных настройках — большей скоростью загрузки ОС за счёт оптимизации обращений к соответствующим секторам.
  6. Наличием собственной технологии защиты от атаки вирусов на всех этапах работы — так называемой Secure Boot.
  7. Возможностью почти мгновенного перехода из работающей операционной системы в UEFI — чтобы включить интерфейс, не придётся думать, как зайти в БИОС, и судорожно нажимать клавиши, пытаясь успеть до загрузки ОС.

Среди не слишком приятных моментов, отличающих UEFI от BIOS, можно отметить:

  1. Принципиальную невозможность работы оболочки с 32-битными (архитектура х86) операционными системами — как на старых, так и на самых современных компьютерах и ноутбуках.
  2. Отказ разработчиков от поддержки ОС старше Vista, включая XP, и сильно ограниченные возможности работы с так любимой пользователями «Семёркой».
  3. Сложности с обслуживанием жёстких дисков с устаревшей разметкой MBR — что в свою очередь создаёт дополнительные проблемы при установке и запуске Windows 7 как второй операционной системы.

Важно: в третьем случае, а также для запуска на компьютере или ноутбуке с UEFI 32-битных ОС пользователю придётся переключаться обратно на БИОС — если требуется часто запускать разные операционки на одной машине, это крайне неудобно, однако всё же лучше полного отсутствия возможности доступа к старым системам.

Как включить UEFI?

Включить режим UEFI на компьютере или ноутбуке можно двумя способами: из BIOS или непосредственно из операционной системы, о чём было упомянуто выше. В первом случае пользователю нужно:

  • Войти в BIOS и перейти с главной страницы в раздел Startup/Boot или имеющий схожее по смыслу название.
  • Найти параметр UEFI/Legacy Boot и, если для него установлено значение Legacy Only, выделить соответствующую строчку, нажать клавишу Enter (как известно, в БИОС можно отдавать команды только при помощи клавиатуры).
  • И выбрать в открывшемся списке один из двух доступных параметров: Both или UEFI Only.
  • В первом случае пользователь получает возможность запускаться под любым интерфейсом, что расширяет возможности для неподдерживаемых или частично поддерживаемых операционных систем. Дополнительно понадобится войти в меню UEFI/Legacy Boot Priority.
  • И выставить первичную загрузку именно под UEFI.
  • Во втором случае компьютер или ноутбук будет загружаться только под интерфейсом UEFI со всеми его достоинствами и недостатками. Чтобы слегка сгладить вторые, юзер может включить режим расширенной поддержки, перейдя в меню CSM Support.
  • И выбрав для него значение Yes.
  • Отлично! Теперь остаётся перейти в подраздел Boot.
  • И настроить очерёдность загрузочных устройств.
  • Кроме того, настоятельно рекомендуется установить для параметра Boot Mode значение Quick — тогда загрузка операционной системы станет происходить значительно быстрее.
  • Пользователь, которому успешно удалось включить UEFI Boot, должен теперь перейти в раздел Restart/Exit, выбрать опцию Exit Saving Changes.
  • И подтвердить перезагрузку машины с сохранением внесённых изменений.

Чтобы вызвать UEFI непосредственно из-под работающей операционной системы Windows 8/8.1/10, понадобится:

  • Перейти в «Параметры», нажав на «шестерёнку» в крайнем левом столбце.
  • Переключиться в раздел «Обновление и безопасность».
  • И на вкладку «Восстановление».
  • Далее — нажать на кнопку «Перезагрузить сейчас» в основной панели.
  • Сразу после появления узнаваемого синего меню — войти в раздел «Поиск и устранение неисправностей/Диагностика».
  • Выбрать подраздел «Дополнительные параметры».
  • И, отыскав здесь пункт «Параметры встроенного ПО UEFI», перейти к необходимым настройкам.

Вот и всё — пользователю удалось включить UEFI; теперь никаких сложностей с использованием этого простого и удобного интерфейса не возникнет.

Как отключить UEFI?

Отключается UEFI в порядке, обратном включению:

  • Владелец компьютера или ноутбука заходит в BIOS, переходит в раздел Startup/Boot и в меню UEFI/Legacy Boot.
  • Выбирает параметр Legacy Only.

Важно: в таком режиме параметр расширенной совместимости CSM Support будет недоступен для изменений — чтобы включить или отключить его, потребуется вновь активировать UEFI.

Подводим итоги

UEFI — это расширенная программно-аппаратная связка, пришедшая на смену стандартной БИОС. Основные её плюсы — простота, наличие русского языка и возможность работать с жёсткими дисками с разметкой GPT; минусы — несовместимость со старыми операционными системами и архитектурой х86. Включить и отключить UEFI можно, зайдя в BIOS, а настроить — непосредственно из Windows 8/8.1/10 без необходимости перезагрузки.

Источник: https://konekto.ru/uefi-boot-chto-jeto-takoe.html